l_u: (Yura)
[personal profile] l_u
Сегодня  международный день памяти жертв Холокоста. Пару лет назад ООН приурочила этот день к годовщине освобождения Освенцима.
В самые первые дни после ухода немцев из Освенцима его первым неофициальным советским комендантом был мой отец. Вряд ли это зафиксировано в архивных документах, так как никто его не назначал. Просто войска пошли дальше, а 18-летний старлей несколько дней был старшим по званию на территории этого лагеря.
Отец не любил вспоминать о войне. Умер он внезапно, я так и не собрался расспросить его. Помню только, что как-то за застольем разговор вышел на то, как он входил в Освенцим и гость спросил, правда ли то, что пишут. Действительно ли были все те ужасы: обтянутые кожей скелеты, горы протезов, волос...
- Нет,- сказал отец,- пишут неправду. Всё было намного страшнее. Это за пределами того, что можно описать.
- Что это значит, "намного страшнее", - спросил я после ухода гостей. Мне казалось это нелогичным, а всё нелогичное в подростковом возрасте я воспинимал как вызов.
- Я приведу тебе только один пример,- ответил отец.- Там были люди со всей Европы. Чтобы я мог решать возникавшие проблемы, мне нашли переводчика, профессора Сорбонны. Представляешь, кем для меня, мальчишки из маленького городка, был профессор Сорбонны. Он знал тридцать с чем-то языков. Высшее существо. И всякий раз, переводя, он стучал мне на тех, чьи слова переводил. Давал какой-то мелкий смешной компромат. Я просил его прекратить. А он уже не мог прекратить.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting
Page generated Feb. 19th, 2026 08:31 am
Powered by Dreamwidth Studios